ASER > Пресс-центр > Финансовое моделирование: наши лайфхаки

Финансовое моделирование: наши лайфхаки

Дата публикации: 23.11.2023

финансовое моделирование

Финансовая модель нужна в разных случаях: при формировании управленческого учета в компании, анализа денежных потоков, оценки эффективности инвестиционного проекта. Финмодель нужна бизнесу любого масштаба, будь то крупная корпорация или ИП.

В этой статье директор консалтингового агентства ASER Кирилл Кузин рассказал, для чего и кому нужна финансовая модель, а также поделился несколькими полезными рекомендациями по ее построению.

Кому и зачем нужна финансовая модель?

Финмодель — это инструмент, используемый собственниками, топ-менеджерами и другими ключевыми специалистами организации для оценки различных показателей бизнеса или проекта. Основываясь на разных переменных и сценариях, она позволяет спрогнозировать будущие финансовые показатели.

Модель помогает:

  • Прогнозировать результаты — позволяет оценить, каким будет финансовое состояние бизнеса в будущем на основе текущих данных и предположений;
  • Принимать решения — помогает проанализировать различные стратегии, инвестиционные решения или операционные изменения, давая представление о том, как они могут повлиять на финансовую составляющую;
  • Планировать бюджет — позволяет более точно распланировать бюджет, учитывая различные аспекты и возможные изменения;
  • Оценивать риски — моделирование различных сценариев и условий помогает оценить риски, связанные с проектом;
  • Привлекать инвестиции — качественного проработанная модель является важным инструментом для привлечения денег.

Чтобы составить грамотный и понятный документ, учитывайте несколько важных моментов, о которых пойдет речь дальше.

Правила разработки финансовой модели

За годы работы наша компания вывела несколько основных правил, как создать качественную модель.

Определите, кому предназначен документ

Разработка финансовой модели должна начинаться с определения ее основной цели использования. Например, мы не рекомендуем создавать документ с несколькими вкладками, если он предназначен для третьих лиц. Из-за большого количества информации человеку может понадобиться несколько дней, чтобы разобраться во всем.

Если вы хотите продемонстрировать модель другим лицам, постарайтесь составить ее так, чтобы посторонний человек мог разобраться в ключевых вопросах за полчаса. Если же целью является исключительно внутреннее использование, то формируйте документ так, как удобно вам.

Внимательно проработайте структуру

Структура финмодели и ее содержание во многих аспектах зависят от предыдущего пункта и особенностей сферы деятельности организации. Однако существует несколько общих для всех правил, которые следует учитывать при составлении документа:

  • Убедитесь, что таблицы и вкладки логично и интуитивно понятно упорядочены: учитывайте реалии своей деятельности при расчетах и заполнении данных;
  • Избегайте дублирования одних и тех же показатели в нескольких таблицах — это может затруднить анализ;
  • Независимо от того, какова цель создания модели, в обязательном порядке отделите «Отчет о прибылях и убытках» от «Отчета о движении денежных средств». Даже если сейчас вы не считаете это необходимым или не понимаете, почему это важно, постарайтесь разобраться в данной вопросе. Понимание этого различия в конечном итоге окажется главным аналитическим инструментом для вас и третьих лиц.

Продумайте детализацию

Детализацию финмодели рассматривают в двух основных аспектах: количество расчетных показателей и горизонт прогнозирования.

Если у вас тысячи товаров, не нужно производить расчеты по каждой отдельной позиции. Вместо этого отсортируйте их по ключевым категориям и выполните вычисления для этих конкретных групп.

Кроме того, при прогнозировании будущих результатов учитывайте шаг расчета. Например, владельцам стартапов нецелесообразно строить прогнозы на 10 лет вперед. Гораздо эффективнее разработать документ на 2—3 ближайших года с шагом в месяц или квартал.

Обосновывайте каждый ключевой исходный показатель

Это главное правило при составлении модели для инвесторов, банков и других подобных организаций. Все главные исходные данные, которые влияют на бизнес, должны быть чем-то подтверждены. К примеру, вы можете предоставить КП поставщиков, составить сравнительный анализ цен ваших конкурентов и т.д.

Учитывайте все налоги

Неправильный учет налоговых обязательств компании — одна из главных ошибок многих организаций. Нередко бизнесмены забывают о каких-либо налогах, что серьезно влияет на реалистичность ваших прогнозов.

Перед составлением документа проверьте, какие налоги вам необходимо уплачивать по законодательству: соцотчисления, налоги на прибыль, дивиденды и другие.

Учитывайте выплаты по долговым обязательствам

Для развития компании многие предприниматели берут кредиты или пользуются другими источниками финансирования. Нужно заранее промоделировать ситуацию, сможете ли вы погашать долговые обязательства, учитывая прогнозные показатели. Иногда наши клиенты сталкиваются с проблемой невозможности погасить долг по кредиту, хотя бизнес рентабелен. Чтобы заранее просчитать риски, включайте в свою финмодель таблицы Cash Flow и PnL (profit and loss).

Выбирайте правильные показатели эффективности

Текущее развитие финансовых инструментов и типов проектов привело к переоценке показателей эффективности и отходу от традиционной зависимости при оценке от чистой прибыли, NPV и других показателей. В сегодняшних условиях они часто бесполезны при принятии решений инвесторами.

При составлении финмодели для третьих лиц ориентируйтесь на те показатели эффективности, которые учитывают именно они.

Прорабатывайте несколько сценариев

Важной составляющей любой качественной модели является разработка нескольких возможных вариантов развития проекта. Благодаря им вы сможете избежать рисков или по крайней мере минимизировать вероятность их наступления. Кроме того, наличие несколько сценариев в документе покажет инвесторам, чтобы вы подготовились основательно.

В заключение напомню о важности правильного дизайна документа. Он особенно важен в случае, если вы презентуете финмодель другим людям:

  • Сделайте цветовой акцент на показателях, которые особенно важны;
  • Разместите на листах свой логотип.

Это далеко не все нюансы и лайфхаки, применяемые в финансовом моделировании. Специалисты агентства ASER имеют многолетний опыт в разработке финмоделей для разных сфер бизнеса. Они создают для клиентов детально проработанные и грамотно оформленные документы, в которых учитываются все аспекты.

Обратно в Пресс-центр